Отрадно отметить высокую оценку художественной обработки
металлов в античном мире, который в иерархии олимпийских богов высоко
ставил именно покровителя кузнецов Гефеста. Он был прямым сыном высшего
из высших, самого главного бога Зевса и его жены Геры. Бог огня и
художественного ремесла, осуществляемого с помощью огня, был уважаем в
олимпийском обществе не только потому, что себе и некоторым другим богам
создал на Олимпе дворцы из металла, но и потому, что был художником и
мастером высочайшего уровня, удивительным творениям которого Гомер
посвятил много строф своей Илиады - библии древнегреческой аристократии
Самым воз вышенным слогом он учил греческую знать относиться с
преклонением и почтением к творениям кузнецов, достойным восхищения.
Железо,
впрочем, является материалом, который легко подвергается воздействию
атмосферы, поэтому изделия греческих кузнецов не сохранились в таком
состоянии и качестве, чтобы их можно было оценить с формальных позиций.
Остается собрать наиболее знаменитые находки и предположить, что
превосходная обработка более благородных металлов-бронзы, серебра,
золота, лучше противостоящих разрушению, - имела свое отражение и в
искусной обработке железа.
Время, которое изобразил Гомер в
своем произведении, историография прошлого века считала первой ступенью
человеческой цивилизации, однако с начала нашего столетия все чаще
появляются открытия, свидетельствующие о более и более ранних следах
обработки железа. Сегодня можно точно сказать, что на территории Греции и
Малой Азии производство железа получило развитие приблизительно между
XII и XI вв. до и. э. Первые железные предметы были извлечены из могилы
миносского периода в Файсте на острове Крит. Наряду с этим на
полуострове Пелопонес в местечках Каковатос, Вафио и Асин были найдены
железные перстни, отнесенные к XV-XIV вв. до н. э. В Сирии, Израиле и
Иордании были найдены железные браслеты, кинжалы и перстни, относящиеся
ко II тысячелетию до н. э.
Поэтому в поисках первых следов
обработанного железа можно вполне шагнуть еще на несколько столетий в
глубь прошлого. Редко и разрозненно предметы из железа обнаруживают и в
остатках культуры Месопотамии на территории нынешних Ирана и Сирии. Эти
предметы датируются III тысячелетием до н. э., т. е. эпохой, когда
наибольшее распространение имели изделия из бронзы и меди, но тем не
менее они уже несут признаки обработки рукой человека. Поэтому можно
предполагать, что еще в то время люди научились выплавлять железо.
Однако даже результаты последних исследований не позволяют точно
определить место первых попыток обработки железа. Можно лишь сказать,
что первые следы ведут в юго-восточную часть Средней Азии. Первые
предметы из железа, будь они метеоритного или земного происхождения,
всегда ценили очень высоко и хранили в храмах среди наиболее дорогих
сокровищ или помещали в могилы могущественных правителей. Одной из
наиболее древних находок является, например, железный кинжал царя Мешка -
ламшара из древнего Уру, относящийся к середине III тысячелетия до н.
э. и найденный среди золотых кубков, украшений, музыкальных инструментов
и отдельных деталей золотых доспехов.
Аналогичный железный
кинжал, найденный в Турции, в местечке Алака Гёйюк, относится
приблизительно к той же эпохе. В знаменитой гробнице фараона
Тутанхамона, недалеко от Хеба, в Верхнем Египте, был обнаружен железный
кинжал среди изделий из драгоценных металлов, представляющих часть
сокровищ фараона. Однако эта находка была датирована значительно более
поздним периодом - приблизительно первой половиной XIV в. до н. э., а
материал кинжала оказался мете-оритного происхождения. В этой гробнице
обнаружены также мелкие железные амулеты и 16 железных долот с прямыми и
скошенными лезвиями.
К тому же или, возможно, несколько более
раннему периоду относится культовый топорик из храма Угорит на сирийском
побережье. Эта находка также была предметом дискуссии специалистов,
касающейся того, была ли она изготовлена из метеоритного или земного
самородного железа.
Изделия, относящиеся к началу и середине
бронзового века, находят уже не только в отдаленных районах, но и в
слоях земли Центральной Европы. В районе Форвольде (северо-западная
Германия), в богатом захоронении был найден железный перстень; известна
железная пластинка из могилы вблизи Авейрона (Франция), железная булавка
была найдена в богатой могиле в Седдине недалеко от Стендаля на Эльбе
(Германия). Недавние раскопки в Словакии также принесли важные открытия,
в частности рукоять кинжала, найденную в Ганоецах (Северная Словакия).
Эти
несколько примеров исторических находок могут убедить в том, что железо
вначале считалось драгоценным металлом, который очень рано начали
обрабатывать. Разу-меется, в то время это было исключительно редкое
ремесло; отсюда, по-видимому, брало свое начало обожествление кузнеца
Гефеста в греческой мифологии.
Где-то на рубеже XII и XI
столетий до н. э. выработка железа начала существенно развиваться в
ближневосточном и южноевропей- ском регионах, особенно в греческих
областях. Появляются первые железные орудия труда - мотыги, серпы, а
также первое железное оружие-мечи и копья. Это было вызвано постоянно
растущими потребностями в орудиях труда и постепенным истощением
доступных залежей медных руд. Изделия из бронзы производили
преимущественно способом литья, который позволял получать изделия нужной
формы. Однако для обработки железа нужен был совершенно иной способ.
Появления литья железа человечеству пришлось ожидать еще много веков, и
единственным способом обработки железа была ковка. Но еще много времени
прошло, прежде чем кузнечное ремесло выработало собственную
морфологию-собственное художественное выражение. Первые железные
предметы имели форму, подобную литым изделиям из бронзы. И только по
мере накопления опыта в практику ковки кузнецы постепенно начали вводить
новые приемы деформирования железа. К этому переходному периоду
относится так называемая хальшаттская культура. Такое название связано с
тем, что основные находки, отнесенные к этой культуре, были
сосредоточены в районе Хальштатта (Австрия). Находки датируются
приблизительно второй половиной I тысячелетия до и. э. Влияние формы
бронзового литья проявляется еще у большинства хальштаттских ножей,
топоров, мечей и, прежде всего, копий. Однако к концу этого периода
техника обработки железа уже получила более широкое распространение.
Пока
Средняя Европа переживала халыптаттский период, который считается
первым периодом железного века, античный мир отмечал могучий расцвет
искусства, развитие торговли и ремесел. Зрелая цивилизация, в которой
уже был разрушен родовой строй и связанное с ним примитивное
производство, могла также освоить обработку металлов технически наиболее
сложную такую, как обработка железа. Ко временам Геракла относятся
первые сведения о закале стали и о двух способах обработки металлов -
ковке и литье. Разумеется, как уже отмечалось, второй способ обработки
относился прежде всего к подходящим для этого металлам, т. е. золоту,
серебру и бронзе. Тем не менее при описании старых способов обработки
железа уже был известен процесс закалки - в воде, крови либо в бараньем
сале.
Этруски - этнические соседи древних греков на Апеннинском
полуострове, изученные пока еще спорадически, помещали, подобно грекам,
на одно из самых значительных мест в иерархии богов своей мифологии
Вулкана-бога огня и кузнечного ремесла. Этот факт убедительно доказывает
справедливость предположения о близости уровней развития обработки
металлов, в том числе и железа, особенно если наряду с этим принять во
внимание высокий уровень техники литья металлов и мастерски выполненные
произведения искусства, прежде всего из бронзы. Однако в тех областях
залежи железной руды были редкими. Ее в основном надо было ввозить. В
связи с возраставшей потребностью в оружии и предметах труда железная
руда действительно принадлежала, говоря совре-менным языком, к
стратегическому сырью.
Основными участниками многих событий
обще-ственной и культурной жизни народов того времени, живших в
центральной Европе, включая период развитой античной цивилизации, были
кельты. Они особенно преуспевали в ремеслах, в том числе в искусной
обработке железа. Этот могущественный народ на рубеже середины первого
тысячелетия до н. э. как раз начал расселяться в большей части Европы и
распространился в пределах современных границ восточной Франции,
Швейцарии, Баварии и, вероятно, части Чехии.
В хальштаттский
период кузнечное ремесло и обработка железа начали распространяться пока
еще слабо, однако в следующий латенский период, названный по находкам в
Ла Тоне, стали появляться уже значительно более кованые изделия. В то
время, как хальштаттские кузнецы только осваивали ковку в нагретом
состоянии (применяя в большинстве случаев и для ковки железа технику
резких чеканящих ударов, привычную со времен бронзы), латенский кузнец
уже умел отлично проковать железо в нагретом состоянии и начал осваивать
основы пластической деформации в новом понимании. Этих знаний требовало
от него состояние уплотненного кричного полуфабриката, который поступал
в виде прутков или дисков и был предметом торговли, а в ряде случаев (у
британских кельтов) даже средством платежа.
Известны также
попытки некоторого украшения материала - насечка поверхности,
рассеивание по поверхности ямок и точек или декоративное скручивание с
целью упрочнения материала, работающего на растяжение, например при
изготовлении так называемых цепных поясов (найдена часть такого пояса в
Кобыльнице на Мораве). Еще один пример изумительных кельтских изделий -
козлы для очага, верти-кальные стержни которых обычно заканчиваются
стилизованной звериной головой. Они встречаются среди находок не только в
Германии и Англии, но также и в Чехии (в Страконицах и Горжавицах).
Редким примером истинного кузнечного искус-ства является находка из
Кэйпел Гэрмона (Уэлс).
Великолепные петли с крюками и цепями для
подвешивания котлов также принадлежат к находкам, дошедшим к нам от
кельтов и доказывающим исключительно высокие способности и сноровку
этого народа в кузнечном деле. Две такие петли найдены в Чехии: одна - у
Старого Калина, другая - в Пршерове над Лабом. Еще несколько было
обнаружено в Ла Тоне и других местах. Среди находок латенской культуры
больше всего оружия - мечи, ножи, стрелы, а также разнообразные топоры,
тяпки, косы, лопаты и пилки.
По предметам, сопровождающим эти
находки, а также по самим находкам можно судить, что в хальштаттский и
ранний латенский периоды кузнецы в большинстве своем были одновременно и
металлургами и чеканщиками, а при случае - и литейщиками. Вероятно
среди них были и странствующие ремесленники, которые в местах, куда они
попадали, делали по заказам различные предметы, а иногда в пути ими
торговали. В поздний латенский период, когда выросло много кельтских
укрепленных поселений, которые римляне называли оппидами, под
крепостными стенами каждой из таких оппид кузнецы имели свои мастерские.
Вероятно оттуда население оппид и их окрестностей снабжалось
необходимыми изделиями. Богатство этих оппид свидетельствует о том, что
ремесленники, а среди них и кузнецы, были сравнительно зажиточным слоем
населения. Однако прямые доказательства этого отсутствуют. В Галлии
кельты не имели никаких политических прав и были в положении,
равносильном рабству, так как они полностью зависели от воинов. Хотя
возможно, что оружейники благодаря своему ремеслу не были в таком
рабском положении, как остальные. О значении их ремесла свидетельствует и
то, что свои изделия, главным образом мечи, они снабжали оригинальными
знаками на клинках. Что обозначали эти знаки-имя изготовителя или лишь
символ, который должен был дать владельцу магическую силу, - не
установлено.
Доказана не только суеверность кельтов, но и
определенное отношение населения к кузнецам, которые в связи с
таинственностью своего ремесла и общением с огнем долго почитались как
знатоки в области магии и поэтому как люди, особенно подходящие для
освещения оружия, а также для толкования подобного рода обрядов. Когда в
конце латенского периода целые крупные области кельтских земель попали
под владычество римлян, развитое кельтское кузнечное искусство могло' в
полной мере оказать влияние на остальные зарождающиеся европейские нации
и таким образом надолго оставить в Европе наследие и традиции,
способствовавшие дальнейшему прогрессу в последующие эпохи.
В
Берне был найден меч, в знаке которого удалось распознать греческую
надпись КОРИСИОС. Независимо от различных толкований смысла этой надписи
она бесспорно доказывает определенную связь между латенской и греческой
культурами.
|